Анализ и обобщение полученной информации
Анализ и обобщение полученной информации
При обработке полученных данных часто используется метод расчетов (вычислений). Этот метод применяется для суммирования данных, выведения средних показателей, пропорциональных зависимостей.
Метод сравнения (сопоставления) применяется в основном, если необходимо сопоставить: сведения о нескольких объектах; данные за несколько периодов; данные нескольких источников; выводы, позиции, мнения нескольких авторов. Сопоставление данных позволяет делать выводы об общих закономерностях, типизировать отдельные признаки, выявлять уникальные критерии, средние показатели и т. д.
Формы представления обобщенной информации
Выбор формы представления обобщенной информации обусловлен задачей, которую поставил руководитель. Основными формами представления информации в практике работы секретаря являются: устная информация; сводная таблица; реферат; аналитическая справка (обзор).
Устная форма предоставления информации используется в том случае, когда данные необходимы руководителю «для сведения», он не планирует их в дальнейшем обобщать, анализировать или использовать в качестве доказательной базы.
Сводная таблица содержит исключительно необходимую информацию, упрощает сопоставление данных, характеризующих объекты изучения, что в конечном итоге позволяет сократить время, необходимое для принятия решения (табл. 6.1 приложения №18). Этим объясняется тот факт, что именно форма сводной таблицы используется для предоставления информации руководителю наиболее часто.
Тематический реферат. Представляет собой наиболее сложный вид реферативной работы, поскольку включает в себя не только глубокий анализ источников, но и синтез (соединение, сочетание, обобщение) полученной информации. Тематический реферат составляют в тех случаях, когда необходимо предоставление обобщенной информации компактном виде, удобном для практического использования. Необходимо иметь в виду, что написание тематического реферата возможно только в том в случае, если референт освоил принципы информационного обеспечения управления и использует основные критерии оценки информации.
Справка (обзор). Предоставление информации используется в основном тогда, когда информация необходима для представления в сторонние организации: инвесторам, производственным и торговым партнерам, поставщикам, потребителям и т.д. Содержание этих документов описывает этапы информационной работы и фиксирует данные, полученные в результате информационного поиска.
Независимо от выбранной формы предоставления информации секретарь обязан обосновать достоверность информации, давая ссылку на соответствующий ее источник библиографическое описание. Следует иметь в виду, что ссылка на электронные средства информации (например, на страницу в Интернете) не может являться безусловным доказательством достоверности информации, так как информация в Интернете в любой момент может быть преобразована или вообще изъята владельцем страницы.
Организация информационной работы
Для того чтобы рационально организовать работу по информационному обеспечению управления, секретарь:
- выясняет у руководителя темы (вопросы), по которым будут систематически осуществляться поиск и предоставление данных;
- уточняет объем (количество), форму, периодичность и сроки предоставления информации; если предоставление информации будет осуществляться в форме устных обзорных докладов, уточняет конкретное время доклада;
- готовит и предоставляет руководителю на рассмотрение проекты распоря-дительных документов (приказов, распоряжений), предписывающих сотрудникам организации в определенный срок представлять секретарю определенные сведения (если это необходимо для выполнения информационного задания);
- проводит изучение и анализ однократных информационных запросов руководителя с целью выявления их ситуационной, тематической и хронологической закономерностей;
- на основе выявленных закономерностей организовывает предварительное получение необходимых данных и обеспечивает своевременное предоставление их руководителю;
- обеспечивает себе оперативный доступ к необходимым источникам информации: организовывает подписку на печатные и электронные издания, формирует и систематически дополняет собственный справочно-информационный аппарат (каталоги, картотеки, досье, перечни, списки и т.п)